ТЕСЛА 3Довелось мне побывать в доброй старой Австрии. Маленькая, очень ухоженная, уютная страна, столица которой Вена много лет держит первое место в Европе, а теперь и в мире, по комфорту проживания горожан. Про это много пишут. Я отмечу только, что в Австрии все, даже легализовавшиеся мафиози (в т.ч. с постсоветского пространства), выглядят белыми и пушистыми, а главное, добросовестно платят налоги по прогрессивной шкале до 50%! Вот бы и у нас так.
Теперь о главном. Существуют несколько вариантов электрокара «Тесла 3», поэтому сразу оговорюсь, я рассказываю о полноприводном аппарате, оснащенном двумя электродвигателями общей мощностью 375 лошадиных сил, с запасом энергии на 500 км пути. По заявленным характеристикам эта модификация способна разгоняться до 100 км/час за 3,6 сек и развивать скорость до 225 км/час. Признаюсь, даже мысли не было проверять эти цифры, но попробовать порулить, почувствовать, как это на деле, хотелось очень.
Низкая спортивная машина, габариты 470х185х144, дорожный просвет 14 см. Седан с большим, сильно наклоненным лобовым стеклом, и панорамной стеклянной крышей. Внутри просторно, но забираться в кабину, с непривычки, непросто.
Кнопок нет, приборов нет. Двигатель запускать не надо. Ключей, и тех нет. Доступ в машину дает программа, зашитая в телефон. Но руль есть, под ним на рулевой колонке остатки органов управления, две рукоятки. (Правая: парковка, нейтраль, назад, вперед, автопилот. Левая: поворотники, дворники, омыватель). Педали тоже есть, две: «газ» и тормоз. Ещё на руле под большими пальцами две многофункциональных кнопки (джойстики). Посередине передней панели 15-ти дюймовый сенсорный дисплей. Всё!
На дверных подлокотниках кнопки стеклоподъёмников и электронного открывания дверей. Есть и механический рычажок открывания, но пользоваться им постоянно, не рекомендовано.
Все управление есть (или дублируется) на дисплее, он включается сразу с приходом хозяина. Слева (одна треть экрана) - параметры движения и положение окружающих объектов относительно машины. Справа (на две трети экрана) - карта с навигацией. Снизу - полоса с органами управления и настройки. Туда вынесена даже сенсорная кнопка открытия "бардачка", по-другому его не откроешь и не заглянешь без хозяина.
Внешняя информация о дороге поступает в компьютер от радара, который видит вперед сквозь препятствия и ночью на 160 метров, 8 видеокамер и 12 ультразвуковых датчиков, обеспечивающих круговую «оборону». Девятая видеокамера показывает обстановку в салоне. Полная программа автопилота на этой машине предусмотрена, и может быть активирована за дополнительную плату (5000$), пока задействована упрощенная версия, которая держится за дорожную разметку и реагирует на окружающие авто, мотоциклы и т.п. Интересный момент. Все компьютеры этих машин завязаны в единую систему, позволяющую автопилотам даже "самообучаться", не говоря уже о более простых функциях и обмене информацией.
Багажников два. Впереди небольшой (см. фото), сзади довольно просторный с «подвальным» отделением. Общий объем - 425 литров. Задние сидения складываются, и тогда с кормы можно засунуть даже велосипед.
Вес электромобиля - 1750 кг.
Зарядка может осуществляться как в «домашних» условиях: за час заряд для 70 км пробега, так и на зарядной станции, где процесс идет в 10 раз быстрее.
Теперь главное, что не почерпнёшь из описаний.
Слегка обалдевший от первых впечатлений водитель нажимает на педаль «газа» и большая черная машина бесшумно и мягко, как кошка, рвется вперед. Чуть отпускаешь педаль - скорость сразу падает, кинетическая энергия идет на подзарядку. Ощутил эту особенность и поехал, сложностей нет. Наката тоже. Работаешь одной педалью. Тормоз - на экстренный случай и в конце, для полной остановки. Запас мощности огромный. Дороги хорошие, но между небольшими поселками в пригороде Вены, где я ездил, они узкие и довольно извилистые. На всех перекрестках, где только позволяет место, организовано круговое движение. Скорость в населенных пунктах 50+5 км/час.
Полезная особенность навигатора – автоматическое укрупнение масштаба при поворотах (до четкой видимости развязки), на прямой масштаб становится меньше, видна перспектива. Видимо это зависит от скорости. До тонкостей я, конечно, не дошел, но впечатление грандиозное. Машина будущего.
Воображение уже рисует чудесную картину: я на такой машине еду на работу... Нет, средняя скорость по Москве летом, хотя и увеличилась на 6%, но составляет всего 33 км/час, а в центре 20-22 км/час. Как-то не разгонишься... Ладно, сослуживцы подождут, лучше рвану на дачу. Жаль, магистралей у нас немного, но и с них придется съезжать... А дальше по проселку и на «Тесле»? Кроме того, зарядных станций там, скажем так, мало. Остается встреча с однокашниками. Тут будет «зачёт». Все-таки стоимость такого экземпляра "Теслы-3" - 63 тыс. евро.
P.S. Заглянул в историю. Дежавю. Электромобили официально родились в 1841 году на 50 лет раньше автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В начале 20 века они успешно конкурировали (50 на 50). Достоинства и недостатки были и остаются те же. Только, в зависимости от развития технологий, что-то перевешивает. Тогда были открыты новые месторождения нефти и бензин подешевел, а Генри Форд, использовав конвейерное производство, почти наполовину снизил цену авто.
Сейчас цена бензина растет (в Австрии литр - около 100 руб.). Назрели вопросы экологии. В Москве работают электробусы, а Дунфен на базе именно кроссовера АХ7, что радует, делал гибридный АХ7-PHEV и автономный беспилотный АХ7, управляемый (как написано в проспекте) "по проводам". Почитал наш раздел «Новинки от Дунфена», в т.ч. про Fengon E3. Очень интересно. Посмотрим, как всё будет дальше.
Владимир Романов