День Дальней авиации!

Владимир50

Старейшина
Регистрация
4 Янв 2019
Сообщения
526
Симпатии
1.328
Возраст
74
Город
Москва
Реальное имя
Владимир
Машина
DFM AX7 2018 Luxury
В День Дальней авиации хочу порадовать коллег рассказом ветерана, морского летчика Заки Гарифовича Ибрагимова
(из новой книги "За облаками солнце"). Картинка моя
.
17 Ту -95  c91 .jpg

"Посадка" на авианосец
Заки Ибрагимов
На рубеже 60–70-х годов прошлого века в мире вовсю бушевала холодная война между двумя сверхдержавами, СССР и США, и возглавляемыми ими блоками стран Варшавского Договора и НАТО соответственно. Немаловажным компонентом воздействия на потенциального противника в «горячей войне» было периодическое бряцание оружием в различных уголках земного шара путём проведения масштабных учений, военного присутствия, в том числе и демонстрации своего флага на просторах мирового океана. С этой целью практически постоянно в каком-либо регионе мирового океана находились АУГ (авианосные ударные группировки) США. Как правило, АУГ состояла из одного авианосца, по крайней мере одного крейсера, эскадры эсминцев (минимум два-три) и необходимого количества кораблей обеспечения. Всего порядка 7500 человек персонала. В авиакрыле, базирующемся на авианосце, примерно 65–70 самолётов. То есть такое оперативное соединение представляло собой серьёзную силу и, как в то время понимало руководство страны и Вооружённых сил, потенциальную угрозу, способную очень быстро и довольно мощно вмешаться в развитие событий на ТВД (театре военных действий). Поэтому с нашей стороны предпринимались значительные усилия, направленные на обнаружение факта выхода АУГ в море и на отслеживание её перемещения в акваториях морей и океанов. Ну а супостат, естественно, был заинтересован в сокрытии как самого факта выхода в море сил флота, так и в перемещении их по морским просторам. В Кипелово, что в Вологодской области, стоял в ту пору 392 одрап (отдельный дальний разведывательный авиационный полк), у которого на вооружении были самолёты Ту-95 РЦ. Самолёт был предназначен для выполнения разведки на большом удалении и выдачи целеуказания наземным и надводным пунктам управления ударными средствами… Конечно, эти самолёты с наиболее подготовленными экипажами привлекались для поиска, обнаружения, идентификации этих самых АУГ и выдачи целеуказания после их обнаружения. Чтобы ни у кого из начальников на вышестоящих пунктах управления не возникло сомнений в том, кого они обнаружат, было очень желательно сфотографировать оппонента. Ну, на то он и оппонент, чтобы, соответственно, этому воспротивиться и воспрепятствовать. Вот и шла такая уж очень своеобразная игра в «кошки-мышки» между авиационными компонентами тех и других сил. Первоначально наши экипажи получали данные о примерном местонахождении АУГ от сил и средств космической разведки, которые засекали выход в море группы кораблей со спутников. Получив эти примерные данные, пара самолётов Ту-95 РЦ поднималась в воздух и направлялась в район. При подходе начиналась активная работа штурмана-оператора самолёта с локатором и всего остального экипажа со своим оборудованием, включая операторов РТР.
С дальности примерно 400 километров локатор уже мог обнаружить групповую цель. Но противник тоже не дурён. Американцы стремились включить в состав походного ордера какую-нибудь здоровенную посудину, которая на локаторе хорошо видна, чтобы с её помощью маскировать главную цель… Тогда уже в ход шли ухищрения с нашей стороны, связанные с анализом радиотехнической обстановки, особенностей перемещения засветок целей и другие способы. Но всё равно это были, так сказать, «косвенные улики». Нужно было всегда «прямое доказательство», а это значит, вынь да положь фото фигуранта, как говорится, «в фас и профиль». Вот и старались экипажи изо всех сил… Однажды на такое вот задание в Северное море вылетела пара самолётов под командованием командира эскадрильи указанного полка подполковника А.Г. Растяпина. При подходе к району нахождения АУГ наши самолёты были перехвачены парой истребителей F-14 «Томкэт» из состава американских ВВС, базировавшихся на территории Великобритании.​
Супостат вёл себя нагло… Истребители подлезали под самые винты, лезли вперёд по курсу, выныривали из-под носа, проверяя нервы у экипажей. КОУ (командир огневых установок) нашего ведущего самолёта, не выдержав такого воздушного хулиганства, повернул бортовые пушки в сторону беспредельщика. При этом слегка повращал их туда-сюда, демонстрируя, что тот на прицеле. Мгновенно воздушный пират переместился на левый борт флагмана и, приблизившись к блистеру командира корабля, покрутил пальцем у виска, периодически показывая в сторону кабины КОУ. Затем создал левый крен, демонстрируя полный комплект ракет класса «воздух – воздух», и стремительно отвалил в сторону. В это время штурман-оператор радостно воскликнул, что на локаторе отчётливо видит главную цель походного ордера АУГ и уверенно её идентифицирует. Штурман корабля дал курс на цель, и экипаж в ажитации стал готовиться к главному действу сегодняшнего задания. Однако не тут-то было. Давешних «знакомцев» сменила новая пара истребителей, и один из них поднырнул под низ нашего самолёта, не давая возможности использовать аэрофотоаппараты. «Вот прилипала», – в сердцах произнёс комэск. Ему припомнилось вычитанное недавно название рыбёшки, которая прилипает к брюху крупной акулы или черепахи и питается остатками «с барского стола». Растяпин дал указание ведомому оставаться наверху и наводить его, а сам стал постепенно снижать высоту. Однако «прилипала» не отставал. Видно, и они получили соответствующий приказ. Вот высота уже 800 метров… 600… 400… 200… Дальше для такого аппарата, как Ту-95, становится опасно. А супостат не отстаёт, не слезает со своего места! Тогда Растяпин принимает решение уменьшать скорость: 600… 500… 400 километров в час!.. Не отстаёт, сволочь! Крыло выпустил на 16 градусов и телепается! Ну да, на F-14 изменяемая геометрия крыла… И тогда Растяпин выпускает шасси, закрылки, фары, создаёт посадочную конфигурацию самолёта и прёт прямо на авианосец! Нууууу, на этих скоростях уже никакое крыло изменяемой геометрии не поможет! Америкос отвалил в сторону с видом глубокой досады, а персонал авианосца… Представьте себе, что на авианосец, сразу ставший таким маленьким, мостится громада русского «медведя» (так в НАТО зовут этот самолёт) весом около 160 тонн, с размахом крыла почти в 50 метров! При этом своими восемью винтами, которые крутят двигатели общей мощностью 60 тысяч лошадиных сил, ревёт так, что стёкла на корабле, гордости судостроителей США, вот-вот лопнут! Как и барабанные перепонки персонала! Весь личный состав авианосца, находящийся наверху, заметался по палубе, как застигнутые внезапно тараканы. Звук аварийной сирены заглушался рёвом моторов неумолимо приближавшегося самолёта, своей громадой заслонявшего горизонт. Часть моряков в панике уже полезли на леера, чтобы спрыгнуть за борт! И тут величаво и торжественно над надстройками авианосца проплыла тень русского гиганта, как бык овцу покрывшего сверху всю площадь посудины, вся палуба которой была заставлена разнотипными боевыми самолётами… Сделав своё дело, Ту-95 увеличил тягу и, спокойно пролетев над мечущейся толпой, ушёл по заданному маршруту.
«Даааааа, эффект был силён», – как писали в своём романе «Двенадцать стульев» Ильф и Петров. Это потом уже заинтересованные стороны договорились между собой о правилах поведения в таких ситуациях. На каком расстоянии и на какой высоте можно проходить над кораблями в разных случаях. Как маневрировать, не допуская опасного сближения с самолётами супротивной стороны. И так далее. Правила безопасности прописали. Однако периодически американцы эти правила сами и нарушают. И тогда русские пилоты снова вынуждены их «щёлкать по носу». Чтобы не наглели…
 
С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!
 

Назад
Сверху Снизу